«Кофеинщик» — это кофейный бизнес с несколькими направлениями: кофейня, производство, франчайзинг. Финдиректору компании не хватало опыта, чтобы оценивать отчеты, понимать и объяснять собственникам, где деньги. Поэтому он пришел к нам на «Порядок в финансах» за внедрением финансового учета.
Дело было так. К примеру, в августе компания заключала договор с франчайзи и получала аванс, окончательный расчет и сдача работ — в декабре. Аванс компания тратила на дивиденды, закрытие кассовых разрывов и другие направления. А когда приходило время сдавать работы франчайзи, оказывалось, что аванса уже нет, и нужно вытаскивать деньги из других направлений бизнеса.
Еще выяснилось, что большая доля трат для франчайзи приходилась на покупку оборудования: компания его покупала как бы себе, а потом перепродавала франчайзи. Наценку делали минимальную, а вот своих денег в оборудование вкладывали много.
Получалось, что компания брала деньги из других направлений и замораживала их в оборудовании для франчайзи на 4–6 месяцев. Поэтому денег и не было.
Раньше компания этого не замечала, потому что все запасы учитывали в целом по бизнесу, а не по направлениям. Считали вместе сырье для обжарки, продукты и товары для кофейни, свое и франшизное оборудование. Когда составили баланс, разделили запасы по группам и посчитали оборачиваемость, решили ввести новые правила закупок.
Проблему с замороженными в чужом оборудовании деньгами придумали решить с помощью двух новых правил:
1. Авансы от франчайзи не выводить в виде дивидендов и не тратить на другие направления, а откладывать на отдельный счет, чтобы потом с этого счета закупать материалы и оборудование.
2. Закупать оборудование и материалы не заранее, а за месяц до сдачи проекта.
С новыми правилами компания может строить планы по закупкам, прогнозировать расходы и управлять денежными потоками по разным направлениям бизнеса.
Завели отдельный счет для платежей от франчайзи
В балансе собственники увидели, что часть денег заморожена в оборудовании для будущих франчайзи, а часть висит в незавершенном производстве
Чтобы понять, почему франшиза, вроде бы, приносит большую выручку, но заставляет вытаскивать деньги из других направлений, собрали еще один отчет — баланс.
Баланс показывает, какие у компании есть запасы, кому она должна денег и кто должен ей. И главное — в балансе можно увидеть незавершенное производство — это те проекты в рамках франшизы, которые уже сделали, но еще не сдали заказчику.
Нашли замороженные деньги
У «Кофеинщика» четыре направления бизнеса:
кофейня — готовят кофе и десерты, продают свою продукцию, например, зерна, чай, стаканчики для кофе;
производство — обжаривают зерна, фасуют, изготавливают посуду для кофе;
франшиза — продают франшизу кофейни, закупают оборудование для франчайзи, налаживают поставку товаров и помогают запускать бизнес;
поддержка франчайзи — помогают уже открывшимся по франшизе кофейням работать эффективно.
У компании уже была учетная система, которая подходила для текущего учета, но было три проблемы: система не совсем корректно собирала данные, и руководители не знали, как на основе данных из этой системы принимать решения, поэтому мы перешли в гугл-таблицы.
Начали с отчета о движении денежных средств (ДДС). В гугл-таблицах увидели, что собственники смешивают личные и бизнесовые деньги: если компании не хватало на закупку зерна, могли добавить из своих, а если собственнику нужно было купить продукты к ужину, он мог расплатиться корпоративной картой.
Еще компания смешивала деньги по направлениям: могла из аванса франчайзи оплатить поставку зерна для кофейни, а из денег кофейни закупить оборудование для франчайзи. Из-за этого нельзя было точно определить, какое направление рентабельно, а какое — нет.
Мы разделили эти потоки: бизнесовые деньги — отдельно, личные — отдельно, и по каждому направлению бизнеса также выделили свой поток. Так мы увидели, что по всем направлениям у компании стабильный положительный операционный денежный поток, а по франшизе — нестабильный: в одном месяце хороший плюс, в другом — огромный минус, хотя по ощущениям выручка по этому направлению была самой большой.
Увидели направление, которое тянет компанию вниз